Достопримечательности Санкт-Петербурга: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Величественный Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы.
Как известно, Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах.
Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.
Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.
Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена "палатка" - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко.
Главным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до "подошвы" из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным.
Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.
Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.
вернуться к списку
|