Достопримечательности Архангельской области: Сретенская церковь
Особый интерес представляет Сретенская церковь, что определяется ее принадлежностью последнему этапу развития народной архитектуры.
За десять лет до ее строительства, в грамоте 1673 года, разрешающей очередную перестройку одной из деревянных церквей этого же прихода, патриарх указал: «...а верх на той церкви был бы не шатровый, и алтарь сделан круглый тройной». Так официальная регламентация повсеместно искусственно ломала вековые традиции народного деревянного зодчества.
В Рикасове, этот процесс ломки виден более явственно, чем в других местах, в облике Сретенской церкви. Она стала самым ярким примером творчества того поколения народных зодчих, которые вынуждены были по требованию властей предержащих отказаться от старых художественных приемов и искать новые средства выражения, новые пути развития архитектуры.
Основной объем Сретенской церкви - высокий, первоначально открытый бревенчатый сруб - «столп», несущий на себе пышный «букет» девятиглавия. Вокруг высоко поднятой на полу шатре центральной главы как бы кружат остальные восемь, поставленные по осям стен и на углах. Это чисто местный тип храма, известный только вдоль берегов низовья Двины. На нашем пути мы вспоминали о нем в связи с памятниками Чухчеремы и Ухтострова.
В последнем такой храм появился всего за год до начала строительства Сретенской церкви в Рикасове и был возведен крестьянином этой же Заостровской волости. Даже если это случайное совпадение, и авторами двух памятников являются разные артели плотников-зодчих, оно тем более свидетельствует о распространенности здесь этого типа храма в определенный период. С 1808 года Сретенская церковь в течение почти шестидесяти лет простояла заброшенной и обветшала. После этого пришлось зашить тесом ее срубы, покрыть железом, внутри оштукатурить.
Художественный облик здания оказался нивелирован. Но и сейчас поверх обшивки под карнизом кровли видны криволинейные раскладки в виде центральной полуциркульной кривой и двух угловых секторов на каждом фасаде. Они повторяют очертания скрытой на чердаке сложной системы конструкций, образующих как бы бревенчатые «своды», когда-то выходившие торцами на фасады и декоративно обработанные резьбой.
вернуться к списку
|